Повесть о неведомой церкви
Автор: Уильям Моррис
Год издания: 0000
«Зодчий и каменотёс, более шести веков назад я возводил церковь; двести лет уже минуло с той поры, как храм этот исчез с лица земли; он разрушился полностью – так, что не сохранилось ничего, даже могучих столпов, что поддерживали башню на перекрещенье, там, где хоры соединяются с нефом. Никто не ведает теперь, даже где находилась эта церковь; только осенью, если знать место, можно заметить некоторые неровности, оставленные погребёнными руинами на плавных волнах золотого пшеничного поля, так что и ныне место, на котором стояла моя церковь, имеет облик столь же прекрасный, как и тогда, когда она высилась на нём во всём великолепии. Я не слишком хорошо помню край, где стояла она, я позабыл самое имя его, только знаю, что был он прекрасен; вот и теперь, когда я подумал о нём, потоком хлынули давние воспоминания, и я едва ли не вижу её вновь – такую прекрасную прежде землю!..»
Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 г.
Автор: Введенский А.И.
Год издания:
Главным историческим трудом Введенского валяется работа "Церковь и государство". Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 годов. Эта книга имела довольно широкое распространение и довольно часто цитировалась в 20-ые и 30-ые годы в печатных изданиях, посвященных этой теме, т. к. в ней собран очень обширный материал об Отношениях церкви и советского государства в этот период. Характерно, что до самого последнего (времени это была единственная из книг А. И.Введенского, которая находилась в строгом "спецхране", не выдавалась читателям ни в библиотеке им. Ленина в Москве, ни в ленинградской Публичной библиотеке, ни в библиотеке Академии наук СССР).
В предисловии автор формулирует главную задачу своей книги - показать контрреволюционность и воинствующий монархизм Русской Церкви. И в заключение сделать вывод о необходимости церковного переворота. В первой главе своего исследования А. И. Введенский с присущим ему талантом и блеском раскрывает противоестественный союз церкви с самодержавием в предреволюционные годы. Он много пишет о Распутине, о его зловещем влиянии на церковь и происшедший из-за этого компрометации церкви. Он рассказывает также и о небольшой группе сторонников обновления церкви. И о знаменитом проповеднике отце Григории Петрове. И о его травле церковной реакцией. Далее автор описывает впечатление, произведенное в церкви Февральской революцией.
Вторая глава называется "Церковь в период Февральской революции до Собора 15-го августа 1917 года". Здесь он рассказывает о возникновении прогрессивного духовенства. Он, в частности, упоминает о создании Союза демократического духовенства. Далее Введенский приводит читателя к открытию Поместного Собора Русской Православной Церкви. Здесь начинаются исторические главы, без которых не может обойтись ни один историк церкви, т.к. они написаны на основе протоколов Собора, которые нигде и никогда напечатаны не были. Между тем, они имеют первостепенное значение для истории церкви.
Полное Собрание Русских Летописей. Том 14. Часть I. Повесть о честном житии царя и великого князя Федора Иоанновича всея Руси.
Автор:
Год издания:
Первая половина четырнадцатого тома заключает в себе те исторические произведения, коими заканчиваются списки Никоновской летописи, а именно: 1) Повесть о честном житии царя и великого князя Федора Иоанновича всея Руси и 2) Новый Летописец. Оба эти памятника представляют собой самостоятельные произведения; они не имеют внутренней связи с Никоновским сводом и были составлены значительно позднее его.
Повесть крутых гор
Автор: По Эдгар Аллан
Год издания:
Осенью 1827 года, когда я некоторое время жид в штате Виргиния под
Шарлоттсвиллом, мне довелось познакомиться с мистером Огестесом Бедлоу. Это
был молодой человек, замечательный во всех отношениях, и он пробудил во мне
глубокий интерес и любопытство. Я обнаружил, что и телесный и духовный его
облик равно для меня непостижимы. О его семье я не смог получить никаких
достоверных сведений. Мне так и не удалось узнать, откуда он приехал. Даже
его возраст - хотя я и назвал его "молодым человеком" - в немалой степени
смущала меня.